Увеличить
Уменьшить
Добавить в избранное
 
Главная
О проекте
Анкеты
Семинары
Статьи
Контакты
Базы данных
Рейтинг ресурсов УралWeb
 

Центр дистанционного обучения

Учебно-методический центр

Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

Уфимская доска объявлений

Погода в Уфе
и других городах

конкурс сайтов

конкурс сайтов
123

Раздел посвящен передовым технологиям.

Здесь публикуются статьи ученых и инженеров Республики Башкортостан, отражающие реализацию их творческого потенциала, а также статьи по темам информационных семинаров, проводимых в РНТИК "Баштехинформ".

Социология

Теоретические аспекты исследования инновационного потенциала личности

05 апреля 2011

Галиханова Ю.Р.

ГАУ РНТИК "Баштехинформ" АН РБ, г. Уфа

Одним из приоритетных направлений развития экономики на современном этапе является создание инновационной модели развития, обеспечивающей высокие темпы экономического роста, прогрессивные структурные сдвиги в экономике, повышение качества жизни населения. Необходимой предпосылкой для решения этой задачи является активное использование научно-технического потенциала республики, формирование структуры информационной поддержки промышленности, науки и инновационной деятельности.

Процесс инновационной деятельности, включающий создание, освоение, распространение и реализацию новых знаний, диктует определенные требования соответствия персонала к деятельности в области инноваций, определяет ведущий вклад менеджмента при управлении. Поэтому одной из актуальных задач в настоящее время является изучение человеческого инновационного потенциала и развитие системы подготовки специалистов для повышения эффективности инновационной деятельности.

Термин «инновационный потенциал» получил сегодня довольно большое распространение. Достаточно обратиться к любой поисковой системе в Интернете, чтобы увидеть десятки и даже сотни статей, в которых он употребляется. Когда речь идет об инновационном развитии «вообще», достаточно полным и понятным представляется определение: «инновационный потенциал – совокупность различных видов ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности» [1]. В самом широком смысле категорию «инновационный потенциал» можно трактовать как «способность системы к трансформации фактического порядка вещей в принципиально новое, улучшенное состояние с целью удовлетворения существующих или вновь возникших потребностей новатора, потребителя или рынка». Это своего рода характеристика способности системы к прогрессу, к инновациям [2]. К примеру, в Республиканской целевой инновационной программе Республики Башкортостан на 2008-2010 годы, инновационный потенциал Республики Башкортостан характеризуется совокупностью различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные, используемые для осуществления инновационной деятельности [3].

При таком определении представляется вполне логичным, что, например, на Интернет-сайтах ряда областей и субъектов Российской Федерации описание инновационного потенциала соответствующих регионов сводится к перечислению расположенных на этой территории научных организаций и промышленных предприятий, способных к освоению новых технологий и продуктов, а также численности научных работников и инженеров. Ведь все это может рассматриваться как нечто весьма полезное для обеспечения инновационной деятельности, и даже как ресурс инновационного развития.

Инновационный потенциал работника глоссарий.гu определяет как – «способность работника: к восприятию новой информации; к приращению своих профессиональных знаний; к выдвижению новых конкурентоспособных идей; к нахождению решений нестандартных задач и новых способов решения стандартных задач». В литературе появились такие словосочетания как «инновационный потенциал высшей школы», «инновационный потенциал личности», «инновационный потенциал менеджмента» и т.д. Притом, что сами по себе такие словосочетания представляются довольно правомерными, они только усиливают чувство неудовлетворенности от того, что достаточно полно охарактеризовать, а тем более оценить количественно такой потенциал весьма проблематично.

При этом понятие «инновационный потенциал личности» по своему характеру является комплексным: с одной стороны, оно отражает динамическое свойство личности как субъекта и инициатора практической новаторской деятельности, а с другой стороны – ее характеристики восприятия и адаптации к нововведениям как объекта инновационной системы. Таким образом, в первом случае инновационный потенциал личности можно охарактеризовать, как ее генерализированное свойство осуществлять преобразовательный способ взаимодействия с миром, а во втором случае – как ее способность осмысленно и дифференцированно воспринимать инновации и адаптироваться к нововведениям.

Ключевая задача инновационного развития, сопоставимая по важности и масштабности с суммой всех остальных – создание условий для формирования у граждан компетенций инновационной деятельности, иначе говоря – компетенций «инновационного человека» как субъекта всех инновационных преобразований. «Инновационный человек» – не синоним «инновационного предпринимателя». Предпринимательством во всех странах готово и может заниматься меньшинство населения. «Инновационный человек» – более широкая категория, означающая, что каждый гражданин должен стать адаптивным к постоянным изменениям: в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки и технологий, – активным инициатором и производителем этих изменений. При этом каждый гражданин будет играть свою роль в общем инновационном сообществе в соответствии со своими склонностями, интересами и потенциалом [4].

Ключевыми компетенциями инновационного сообщества должны стать [4]:

  • способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной обильности, стремление к новому;
  • способность к критическому мышлению;
  • способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно и готовность к работе в команде, готовность к работе в высоко конкурентной среде;
  • широкое владение иностранными языками как коммуникационными инструментами эффективного участия в процессах глобализации, включая способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению на английском языке.

Наращивание таких компетенций – длительный и сложный процесс, включающий в себя необходимость адаптации для этих целей не просто отдельных направлений социально-экономической политики (в первую очередь, политики в сфере образования), но и общественной среды в целом, формирование «климата» в обществе, обеспечивающего свободу творчества и самовыражения, поощряющего и вознаграждающего людей, обладающих соответствующими компетенциями и достигающих успеха за счет их использования.

Для успешного решения задач по формированию компетенций «инновационного человека» требуется также и модернизация реализуемой государством политики в области образования.

Для поиска и определения модели «Инновационного человека» в ГАУ РНТИК «Баштехинформ» создана Лаборатория исследования интеллектуальных ресурсов.

Основные задачи лаборатории исследования интеллектуальных ресурсов выявление специалистов с инновационным потенциалом (создание банка данных, обучение, переподготовка к самостоятельной инновационной деятельности).

В настоящее время Лаборатория исследования интеллектуальных ресурсов обеспечивает формирование баз данных интеллектуальных ресурсов в Республике Башкортостан и широкий к ним доступ для всех заинтересованных сторон. Лаборатория предлагает систему консультационной помощи субъектам инновационной деятельности по вопросам информационной поддержки и продолжает социально-психологические исследования человеческого инновационного потенциала.

Лабораторией проведен обзор социально-психологических исследований по изучению человеческого инновационного потенциала, обоснована необходимость проведения дальнейших исследований возможностей специалиста и команды для выявления уровня готовности к деятельности в инновационной сфере. Сформулированы теоретическая концепция и методологическая основа проведения социально-психологических исследований, разработаны конкретные методологический рекомендации и средства. Лаборатория активно предоставляет консультационную помощь для предприятий и НИИ республики. С целью максимального расширения сферы деятельности лаборатории разработан сайт, с которым можно познакомиться в Интернете по адресу www.liir.bash.ru.

Литература:

  1. http://nrc.edu.ru/razd1/11.html.
  2. Кравченко С.И., Кладченко И.С. Исследования сущности инновационного потенциала// Научные труды ДонНТУ. – Донецк: Серия «Экономика», 2004. – Выпуск 68. – С. 90.
  3. Региональная инновационная стратегия как фактор повышения инвестиционной привлекательности Республики Башкортостан, Министерство промышленности, инвестиционной и инновационной политики РБ, 2007.
  4. Инновационная Россия – 2020 (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (проект), Минэкономразвития России, 2010.

Материалы межрегиональной научно-техническая конференции «Информация. Инновации. Инвестиции». Уфа: Типография ГАУ РНТИК «Баштехинформ», 2010. С. 34-37.

Последние опубликованные статьи

Общие комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей экономики:

Как продвигать российские научные журналы в международные наукометрические базы // 11 февраля 2015

Государство и право. Юридические науки:

Защита исключительных прав при осуществлении внешнеэкономической деятельности // 17 января 2014

Общие комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей экономики:

Предпосылки создания энергомашиностроительного кластера в Республике Башкортостан // 17 октября 2011

СТАТЬИ ПО РАЗДЕЛАМ НАУКИ И ТЕХНИКИ:

ПОИСК ПО ВСЕМ БАЗАМ
ПРИГЛАШЕНИЕ К СОТРУДНИЧЕСТВУ
 
НАШИ УСЛУГИ
Главная
О проекте
Анкеты
Семинары
Статьи
Форум
Контакты

Республиканский информационный банк данных наукоемких технологий