Увеличить
Уменьшить
Добавить в избранное
 
Главная
О проекте
Анкеты
Семинары
Статьи
Контакты
Базы данных
Рейтинг ресурсов УралWeb
 

Центр дистанционного обучения

Учебно-методический центр

Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

Уфимская доска объявлений

Погода в Уфе
и других городах

конкурс сайтов

конкурс сайтов
123

Раздел посвящен передовым технологиям.

Здесь публикуются статьи ученых и инженеров Республики Башкортостан, отражающие реализацию их творческого потенциала, а также статьи по темам информационных семинаров, проводимых в РНТИК "Баштехинформ".

Государство и право. Юридические науки

Статистические характеристики «жизнеспособности» словесных и комбинированных обозначений, охраняемых в славяноязычных странах СНГ

25 января 2011

Альметов Ф.М., Никитина Т.Ф., Сиренко Ю.В., Шангараева Г.С.

ГУ РНТИК "Баштехинформ" АН РБ, г. Уфа

«Жизнеспособность» словесных или комбинированных обозначений, зарегистрированных патентными ведомствами славяноязычных стран СНГ (Россия, Беларусь, Украина) в качестве товарного знака, в значительной мере определяется не только его «энергетическими» параметрами, но и особенностями лексико-семантического структурирования самих обозначений и как следствие, «удачным попаданием в цель» с точки зрения брендинга. Критериями такого построения, например, могут быть следующие параметры:

  1. Количество слов (в словосочетании)
  2. Количество букв в слове
  3. Графическое отображение обозначения (кириллица либо латиница), характерное для славяноязычных государств СНГ
  4. Количество гласных и согласных звуков в слове
  5. Прочие

Репрезентативная выборка показала, что из заданного количества зарегистрированных обозначений по количеству слов со значительным перевесом преобладают обозначения, состоящие только из одного слова (66,3%). Значительно меньшее количество (28,4%) составляют обозначения, состоящие из двух слов. Обозначения, представленные тремя и более словами, имеют наименьшую долю из выборки (около 5%).

Практика охраны, таким образом, свидетельствует о том, что наиболее употребительными, а значит, более «жизнеспособными», являются обозначения с наименьшим количеством слов. Это подтверждается тем, что товарный знак должен быть лаконичным и находит своё отражение во многих источниках (например, [1] и др.).

Влияние количества букв в заявляемом словосочетании показало следующие результаты. Наиболее часто встречаются словесные обозначения, содержащие 6 букв (19,18%). Далее – 7 букв (16,86%) и 5 букв (15,11%). За ними следуют обозначения, в которых встречаются 8 букв (8,7%). Далее - 3,4 или 9 букв (7,56%), затем - 10 букв (3,48%). Статистическую повторяемость в 1,1 % показали слова, содержащие 2 буквы. Замыкают ряд обозначения, состоящие из 1 буквы и более чем из 12 букв (0,5%).

Тенденции в предпринимательстве с одной стороны характеризуются развитием международного сотрудничества и укреплением связей со странами, в частности, Евросоюза и, следовательно, стремлением придать продукции (товарам, услугам) соответствующий оттенок. Такая тенденция приводит к скачкообразному росту доли латиницы в товарных знаках, что находит поддержку в соответствующих патентных ведомствах славяноязычных государств СНГ. В частности, исследование произвольно выбранных 150 зарегистрированных обозначений выявило, что более 35% из них составляют охраняемые словесные элементы в латинице.

Практика показывает, что введение в гражданский оборот современных товарных знаков обусловлено также особенностями создания словесного бренда с присущими ему свойствами (благозвучием и лаконичностью) с точки зрения конструкции элемента. Конструкция словесного элемента представляет собой различные сочетания гласных и согласных звуков. Очевидно, что это характеризует с одной стороны, степень благозвучия товарного знака, а с другой – степень его лаконичности. Выборка из наиболее часто встречающихся вариантов с 6 буквами показала (в предположении, что условно обозначены «Х» согласные звуки, а «Y» - гласные), что плотность вероятности зарегистрированных словесных знаков следующая:

  • типа «XYXYXY» – 19,23% (например: «ВОРОТА»)
  • типа «XYXYXX» – 11,53% (например: «MILORD»)
  • типа «XYXXYX» – 11,53% (например: «УЮТНЫЙ»)
  • типа «XXYXXY»– 7,6% (например: «ПРАВДА»)

Структуры иных типов (типа «XYXXYXXXYXXYXXYXYXXYXYXYXY», например: «ВОСТОКСПЕЦМОНТАЖАВТОМАТИКА» и так далее) обусловлены исключительно особенностями славяноязычной лексики. Такие тенденции и в целом правомерность таких подходов подтверждаются некоторыми литературными источниками [2].

Таким образом, при регистрации словесных и комбинированных товарных знаков необходимо учитывать, что лаконичность и благозвучие товарных знаков предопределяют их жизнеспособность. Немаловажную роль при этом играют знаки, заявленные в латинской транслитерации. Эта тенденция особенно прогрессирует в современных условиях, что объясняется расширением международных связей славяноязычных государств СНГ (Россия, Беларусь, Украина) со странами Евросоюза с одной стороны и латино-язычными государствами СНГ (Узбекистан, Туркменистан, Азербайджан), с другой.

Литература

1. Комаров Л.Е. Предпринимателю о товарном знаке: Советы и рекомендации по разработке, регистрации, правовой защите, использованию товарного знака. – М.: Демиург-Арт, 2003. - 49 с.

2. Чернейко Л.О. Словесные товарные знаки: проблемы разработки и регистрации. – М..:ПАТЕНТ, 2006.- 244 с.

Материалы Международной научно-технической конференции «Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности в промышленности и наноиндустрии». Уфа: Типография ГАУ РНТИК «Баштехинформ», 2009. С. 33-35.

Последние опубликованные статьи

Общие комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей экономики:

Как продвигать российские научные журналы в международные наукометрические базы // 11 февраля 2015

Государство и право. Юридические науки:

Защита исключительных прав при осуществлении внешнеэкономической деятельности // 17 января 2014

Общие комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей экономики:

Предпосылки создания энергомашиностроительного кластера в Республике Башкортостан // 17 октября 2011

СТАТЬИ ПО РАЗДЕЛАМ НАУКИ И ТЕХНИКИ:

ПОИСК ПО ВСЕМ БАЗАМ
ПРИГЛАШЕНИЕ К СОТРУДНИЧЕСТВУ
 
НАШИ УСЛУГИ
Главная
О проекте
Анкеты
Семинары
Статьи
Форум
Контакты

Республиканский информационный банк данных наукоемких технологий