Увеличить
Уменьшить
Добавить в избранное
 
Главная
О проекте
Анкеты
Семинары
Статьи
Контакты
Базы данных
Рейтинг ресурсов УралWeb
 

Центр дистанционного обучения

Учебно-методический центр

Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

Уфимская доска объявлений

Погода в Уфе
и других городах

конкурс сайтов

конкурс сайтов
123

Раздел посвящен передовым технологиям.

Здесь публикуются статьи ученых и инженеров Республики Башкортостан, отражающие реализацию их творческого потенциала, а также статьи по темам информационных семинаров, проводимых в РНТИК "Баштехинформ".

Общие комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей экономики

Знания, инновации, лидерство как основа конкурентоспособности

27 октября 2010

Ахмеров Рустем Римович

ГУ Республиканский научно-технологический и информационный комплекс «Баштехинформ» Академии наук Республики Башкортостан , г. Уфа

Интересно, а что такое конкурентоспособность, как ею можно управлять, как она влияет на повышение благосостояния страны?

Подробный анализ классических взглядов на конкурентоспособность приведен в [1].

  • «Способность страны в рамках свободных и справедливых рыночных условий производить товары и услуги, способные соответствовать требованиям международного рынка» – Комиссия по вопросам конкурентоспособности при Президенте США (1985);
  • «Способность производить товары и услуги, соответствующие спросу на международных рынках, в тоже время, обеспечивая для граждан высокий уровень жизни и возможность его сохранения в долгосрочной перспективе» - Совет по конкурентоспособности (1992);
  • «Способность страны добиться высоких темпов увеличения среднедушевого прироста ВВП» – Всемирный экономический форум, доклад «Глобальная конкурентоспособность» (1996);
  • «Поддержка способности компаний, предприятий, регионов, стран и наднациональных регионов, сохранять, будучи открытыми, для международной конкуренции, относительно высокий уровень показателей дохода и занятости населения» – ОЭСР (1996);
  • «Сфера экономических знаний, анализирующая факты и политику, которые формируют способность страны создавать и поддерживать условия, обеспечивающие создание дополнительной стоимости со стороны предприятий и более высокий уровень благосостояния населения» – «Всемирный ежегодник по вопросам конкурентоспособности» Международного института менеджмента(2003).

Но можно отметить, что во многих публикациях приведено большое количество других взглядов. Единственное, в чем сходятся исследователи по этой тематике в том, что конкурентоспособность является важным звеном в реализации экономической политики страны [1].

Историческая справка.

Существует два общепринятых подхода к определению конкурентоспособности, построенных на ценовой и неценовой конкуренциях. А. Смит в 1768 г. исследовал конкурентные преимущества в международной торговле. Он предложил три начальных фактора – земля, капитал, природные и трудовые ресурсы – определяющие абсолютные преимущества государств в международной торговле и доказывал преимущества открытости национальных экономик. Эти исследования развил Д. Риккардо в виде понятия сравнительного преимущества государств. Следующей теорией стала теория неценовой конкуренции, предложенная М. Портером. М. Портер утверждал, что благополучие страны создается, а не наследуется. Поэтому, конкурентоспособность, а не сложившиеся преимущества, создает благосостояние страны.

Конкурентоспособность.

Развивая теорию промышленных кластеров, М. Портер предложил условия, которые определяют рост производства:

  • Связанные и обслуживающие отрасли;
  • Условия спроса;
  • Условия производства;
  • Конкурентная среда.

По этой теории, сохранение конкурентных преимуществ зависит от регионального соотношения «вещи-знания» и мотиваций, которыми не могут воспользоваться удаленные конкуренты. М. Портер характеризует влияние кластерного подхода на конкурентоспособность:

  • Повышение конкурентоспособности через открытый доступ к информации, знаниям, общественнозначимым товарам (государственный заказ) и поощрение проведения дополнительной хозяйственной деятельности;
  • Повышение инновационного потенциала предприятий (нематериальные активы) путем конкурентного давления на мотивацию к инновационной деятельности;
  • Создание условий для повышения мотивации создания новых инновационных предприятий на базе НИОКР.

Знания и инновации.

Знания – возможно, самая новая, и, вместе с тем, важнейшая составляющая понятия конкурентоспособности. Когда политики говорят о конкурентоспособности, экономисты говорят об экономике, приводимой в движение знаниями. Различные взгляды политиков и экономистов пересекаются по значению роли знаний на конкурентоспособность и на производительность труда.

Один из основных факторов роста конкурентоспособности – знания. Но возникают вопросы: что важнее, способность использовать уже имеющиеся знания в мировой практике или способность создавать новые?

В рамках программы K4D (знания для развития), разработанной Всемирным банком в 1999 г., предлагает использовать два индекса:

  • Индекс для измерения экономики знаний
  • Индекс знаний.

Инновации, как результат эффективной реализации знаний, сегодня являются движущей силой эволюции мировой экономики. Компоненты торговли и производственные факторы продолжают терять свою эффективность не только в теории, но и в правительственных программах, нацеленных на поддержку конкурентоспособности экономики. Вопрос о знаниях, тем не менее, новый для экономической науки. В данном случае, возможно, научно-технический прогресс развивается гораздо более быстрыми темпами, чем экономическая теория и все еще существует множество вопросов и областей исследования, которые необходимо провести, чтобы лучше понять связь между знаниями и конкурентоспособностью.

Когда мы говорим об инновациях, необходимо отличать инновацию, подразумевающую модернизацию, и инновацию, полученную на новых знаниях. Любое новое знание сначала индивидуализируется, как результат интеллектуальной деятельности, а затем реализуется в виде инновации, как готовый продукт, представленный на рынок.

«Результатом интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:

1) произведения науки, литературы и искусства;

2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);

3) базы данных;

4) исполнения;

5) фонограммы;

6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);

7) изобретения;

8) полезные модели;

9) промышленные образцы;

10) селекционные достижения;

11) топологии интегральных микросхем;

12) секреты производства (ноу-хау);

13) фирменные наименования;

14) товарные знаки и знаки обслуживания;

15) наименование мест происхождения товаров;

16) коммерческие обозначения.

Интеллектуальная собственность охраняется законом» [2].

Так что же такое инновация?

Инновация – материальный результат, полученный от вложения материальных и финансовых средств, интеллектуальной собственности, позволяющий постоянно осуществлять этот процесс.

Для успешной реализации инноваций необходимы следующие факторы:

  1. Существование высококонкурентной среды. Инновации нельзя нормативно ввести в экономику. Есть мнение, что инновации внедряет бизнес только от плохой жизни. На рынке должно действовать жесткое, но справедливое правило: изобретай или разоришься.
  2. Инновационный процесс принимает эффект цепной реакции, он меняет не только конкретный бизнес, а и влияет на всю отрасль, втягивая сопутствующие отрасли.
  3. Инновационный процесс разрушает стереотипы. Руководитель, являясь лидером, постоянно проводит поиск для вложения средств и усилий коллектива для повышения конкурентоспособности предприятия.
  4. Инновационная деятельность создает и завоевывает новые рынки.
  5. Инновационная деятельность связана с внедрением и использованием высоких технологий.
Лидерство.

Конкурируют в жизни и экономике на самом деле индивидуумы, а не коллективы и народы. Так как конкуренция не является самоцелью, а только средством достижения более высокого уровня благосостояния коллектива, то выбор лидера, который и определяет цель, является важным фактором. Индивидуумы внутри коллектива должны конкурировать за право лидерства в коллективе. Собственно говоря, лидерство и есть конечная цель, что бы о ней не говорил сам лидер. Необходимо отметить, что соперничество, определение лидерства, осуществляется не только между конкурентами, например, на одном товарном рынке, но и между потребителями за рыночные цены, а также между политиками, которые стараются предоставить лучшие условия для экономики своих стран.

Роль органов власти и управления .

Связана ли конкурентоспособность с определением промышленной политики?

Является ли она просто результатом дерегулирования и политики невмешательства (laissez-faire)?

Состоит ли она, прежде всего, в строительстве соответствующих институтов?

Здесь предмет конкурентоспособности сливается с одной из главных в экономической теории дискуссий. И, если существует согласие по ряду структурных аспектов поддержки конкурентоспособности (хорошая инфраструктура, образование, кластеры и т.д.), коренные разногласия касаются роли государства по многим вопросам (социальным, налоговым, промышленной политики и т.д.).

Экономический рост народного хозяйства все в большей степени зависит от его способности организовать создание и продвижение инноваций на рынок. В условиях глобализации успешными будут экономики, обладающие эффективной и интегрированной в мировую экономику инновационной программой. Данная ситуация серьезно влияет на нашу страну, а также на ее регионы. С переходом экономики на рыночный путь и с все большей интеграцией в мировой рынок начался процесс, который с одной стороны, дает нам шансы, а с другой, требует все больших структурных изменений.

В ходе интеграции в мировой рынок конкурентоспособность республиканской промышленности будет все в большей степени подвергаться давлению мировых производителей. Крупные российские компании, имеющие выход на мировые рынки, получили возможность выбирать промышленную продукцию мировых лидеров, обладающих высокими техническими и потребительскими свойствами. При этом спрос на российскую продукцию падает, и предприятия должны искать другие рынки сбыта.

Для повышения уровня благосостояния в республике и обеспечения его стабильности уже сейчас следует принимать меры по эффективному использованию имеющегося потенциала и одновременному созданию новых конкурентоспособных предприятий.

Заключение.

Жизнеспособность экономической системы подразумевает наличие взаимодействия со средой, которое и образует устойчивое воспроизводство. Развитие системы подразумевает ее способность и возможность продуцировать инновации. Открытость системы позволяет ей при взаимодействии с другими системами в рамках добровольных отношений постоянно продуцировать инновации.

Литература

  1. Ж. Вальтер. Конкурентоспособность: общий подход. Российско-Европейский центр экономикой политики. Москва, 2005.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации, ч. 4, Ст. 1225.

Материалы IV межрегиональной научно-практической конференции "Актуальные вопросы правовой охраны и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности". Уфа: Гилем, 2008. С. 78-82.

Последние опубликованные статьи

Общие комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей экономики:

Как продвигать российские научные журналы в международные наукометрические базы // 11 февраля 2015

Государство и право. Юридические науки:

Защита исключительных прав при осуществлении внешнеэкономической деятельности // 17 января 2014

Общие комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей экономики:

Предпосылки создания энергомашиностроительного кластера в Республике Башкортостан // 17 октября 2011

СТАТЬИ ПО РАЗДЕЛАМ НАУКИ И ТЕХНИКИ:

ПОИСК ПО ВСЕМ БАЗАМ
ПРИГЛАШЕНИЕ К СОТРУДНИЧЕСТВУ
 
НАШИ УСЛУГИ
Главная
О проекте
Анкеты
Семинары
Статьи
Форум
Контакты

Республиканский информационный банк данных наукоемких технологий