Увеличить
Уменьшить
Добавить в избранное
 
Главная
О проекте
Анкеты
Семинары
Статьи
Контакты
Базы данных
Рейтинг ресурсов УралWeb
 

Центр дистанционного обучения

Учебно-методический центр

Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

Уфимская доска объявлений

Погода в Уфе
и других городах

конкурс сайтов

конкурс сайтов
123

Раздел посвящен передовым технологиям.

Здесь публикуются статьи ученых и инженеров Республики Башкортостан, отражающие реализацию их творческого потенциала, а также статьи по темам информационных семинаров, проводимых в РНТИК "Баштехинформ".

Государство и право. Юридические науки

Средства индивидуализации в гражданском обороте

27 октября 2010

Альметов Фарид Махмутович

Патентный поверенный, ГУ Республиканский научно-технологический и информационный комплекс "Баштехинформ" Академии наук Республики Башкортостан, г. Уфа

Неоспоримым фактом в последнее время является то, что в мире нет конкуренции товаров, а существует конкуренция товарных знаков.

Под средствами индивидуализации (СИ) понимаются фирменные наименования (ФН), товарные знаки и знаки обслуживания (далее ТЗ), коммерческие обозначения (КО), наименования мест происхождения товаров (НМПТ). Как следует из самого определения, основная их роль состоит в индивидуализации, узнаваемости того или иного субъекта (объекта). Не менее важную задачу выполняют СИ в качестве инструмента рекламы. Существенной является также защитная (охранная) функция СИ. Средство индивидуализации может иметь вполне определённую стоимость. Даже, когда мы сталкиваемся на бытовом уровне с покупкой изделия без зарегистрированного СИ (например, ТЗ), этот факт вызывает у нас серьёзные подозрения относительно его качества. Наибольшее количество споров, в том числе судебных, происходит именно с этими объектами интеллектуальной собственности - средствами индивидуализации. А точнее - с товарными знаками и знаками обслуживания.

СИ выполняют роль не только для идентификации хозяйствующих субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) - в частности - ФН, ТЗ, но и для идентификации самих товаров -НМПТ, а также для товаров и услуг - ТЗ.

Среди СИ особое место занимают ТЗ, НМПТ и промышленные образцы. Если ТЗ может идентифицировать не только товар, но и услугу, то функции ПО и НМПТ распространяются только на продукт (товар).

C 1 января 2008 г. и по настоящее время все правовые нормы в отношении СИ регулируются Гражданским кодексом РФ (IV часть, далее Кодекс). Согласно Кодексу, существуют определённые условия при подаче заявки на регистрацию, например, ТЗ, установленные ст. 1483 Кодекса. Абсолютно - не факт, что любое обозначение может быть зарегистрировано в качестве ТЗ или НМПТ.

Основания для отказа в государственной регистрации товарного знака:

Статья 1483. Основания для отказа в государственной регистрации товарного знака

1. Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:

1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;

2) являющихся общепринятыми символами и терминами;

3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;

4) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.

Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.

Положения настоящего пункта не применяются в отношении обозначений, которые приобрели различительную способность в результате их использования.

2. В соответствии с международным договором Российской Федерации не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, состоящих только из элементов, представляющих собой:

1) государственные гербы, флаги и другие государственные символы и знаки;

2) сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их гербы, флаги, другие символы и знаки;

3) официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия;

4) обозначения, сходные до степени смешения с элементами, указанными в подпунктах 1-3 настоящего пункта.

Такие элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа.

3. Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы:

1) являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя;

2) противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

4. Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками, без согласия собственников или лиц, уполномоченных собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков.

5. В соответствии с международным договором Российской Федерации не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, которые охраняются в одном из государств - участников этого международного договора в качестве обозначений, позволяющих идентифицировать вина или спиртные напитки как происходящие с его территории (производимые в границах географического объекта этого государства) и имеющие особое качество, репутацию или другие характеристики, которые главным образом определяются их происхождением, если товарный знак предназначен для обозначения вин или спиртных напитков, не происходящих с территории данного географического объекта.

6. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с:

1) товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию (статья 1492) в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет, если заявка на государственную регистрацию товарного знака не отозвана или не признана отозванной;

2) товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет;

3) товарными знаками других лиц, признанными в установленном настоящим Кодексом порядке общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками, в отношении однородных товаров.

Регистрация в качестве товарного знака в отношении однородных товаров обозначения, сходного до степени смешения с каким-либо из товарных знаков, указанных в настоящем пункте, допускается только с согласия правообладателя.

7. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении любых товаров обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с наименованием места происхождения товаров, охраняемым в соответствии с настоящим Кодексом, за исключением случая, когда такое обозначение включено как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего исключительное право на такое наименование, если регистрация товарного знака осуществляется в отношении тех же товаров, для индивидуализации которых зарегистрировано наименование места происхождения товара.

8. Не могут быть в отношении однородных товаров зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с охраняемым в Российской Федерации фирменным наименованием или коммерческим обозначением (отдельными элементами таких наименования или обозначения) либо с наименованием селекционного достижения, зарегистрированного в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений, права на которые в Российской Федерации возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.

9. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные:

1) названию известного в Российской Федерации на дату подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака (статья 1492) произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту, без согласия правообладателя, если права на соответствующее произведение возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака;

2) имени (статья 19), псевдониму (пункт 1 статьи 1265) или производному от них обозначению, портрету или факсимиле известного в Российской Федерации на дату подачи заявки лица, без согласия этого лица или его наследника;

3) промышленному образцу, знаку соответствия, доменному имени, права на которые возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.

10. По основаниям, предусмотренным в настоящей статье, правовая охрана также не предоставляется обозначениям, признаваемым товарными знаками в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Наряду с классическими, имеют место так называемые "общеизвестные товарные знаки". Примеры: "ЛУКОЙЛ", "ГАЗПРОМ", "КОРКУНОВ", "БИЛАЙН", "КАМАЗ", "ГАРАНТ", "НЕКСАФЕ", "ИЗВЕСТИЯ", "ЗДОРОВЬЕ", "АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ" и ряд других. В настоящее время рассматривается вопрос о признании в качестве общеизвестного ТЗ "МТС". Отличительная их характеристики - они действуют бессрочно (ст. 1508, п.2 Кодекса). Правовая охрана общеизвестного товарного знака распространяется также на товары, неоднородные с теми, в отношении которых он признан общеизвестным, если использование другим лицом этого товарного знака в отношении указанных товаров будет ассоциироваться у потребителей с обладателем исключительного права на общеизвестный товарный знак, и может ущемить законные интересы такого обладателя.

В настоящее время ежегодно по РФ подаётся от 55 до 60 тыс. заявок на регистрацию товарного знака. Обратимся к статистическим данным Роспатента по поданным заявкам в Республике Башкортостан. За последние 5 лет наблюдается следующая картина. Активность заявителей РБ увеличилась со 112 в 2003 г. до 360 в 2007 г., т.е. возросла в 3,2 раза.

Количество (за последние 5 лет) поданных ведущими заявителями Приволжского ФО заявок на регистрацию товарного знака

Зарегистрировано в РБ на 1 декабря 2008 г. всего 4 НМПТ ("Башкирский мёд", "Кургазак", "Карагай" и "Юматовская"). НМПТ- это средства индивидуализации, характеризующие те или иные качества товара, которые определяются главным образом географическими или иными факторами и связаны в первую очередь с качествами товара, привязанными к определённому региону или с традициями, исторически сложившимися в нём. Например, НМПТ "Хохлома", "Вологодское масло", "Оренбургский пуховый платок", "Ессентуки", "Горячий Ключ" и так далее. Обозначение "Сыр адыгейский" в настоящее время также является зарегистрированным НМПТ. В отличие от ТЗ, НМПТ должно обязательно иметь словесный характер, должно относиться обязательно к определённому товару. Исключительное право на НМПТ не может быть предметом лицензионного договора, а также договора об отчуждении.

Темпы становления предпринимательства региона являются основополагающим фактором социального и экономического развития Башкортостана. Мотивация является достаточно прозаической: увеличение налоговых поступлений, обеспечение занятости населения, особенно актуальное в настоящее время, насыщение потребностей в высококачественных товарах и услугах. Согласно статистическим данным Правительства РБ, в 2007 году количество субъектов малого предпринимательства составило около 114 тыс. единиц, увеличившись на 10%. Из них 86,2 тыс. - индивидуальные предприниматели. Их количество возросло более чем на 11%. Республика занимала по данному параметру 4-е место в Приволжском федеральном округе. В 2007 году численность занятости населения в субъектах малого предпринимательства достигло более 325800 человек. И по данному показателю Республика Башкортостан вышла на 1-е место в Приволжском федеральном округе. По предварительным прогнозам, данная тенденция в связи с последними финансово-экономическими проблемами в стране, продолжит своё развитие. А реструктуризация экономики - неизбежный путь развития РФ.

Несмотря на устойчивый рост абсолютного числа заявителей, по количеству поданных заявок Башкортостан в 2007 году занял лишь 5-е место, уступая Нижегородской области (583 заявки), Самарской области (560 заявок), Пермскому краю (532 заявки), и Республике Татарстан (396 заявок).

В результате сопоставительного анализа между активностью заявителей региона и ростом субъектов малого предпринимательства республики приходится с сожалением констатировать, что данные отличаются друг от друга на несколько порядков. Такие расхождения объясняются тем, что темпы движения субъектов малого и среднего бизнеса региона к цивилизованным формам предпринимательства остаются пока чрезвычайно низкими.

Более того, неизбежным следствием непрофессиональных подходов к защите своих обозначений, не предполагающих предварительного анализа абсолютных и относительных оснований для отказа в регистрации, является отзыв заявки с последующими моральными и материальными издержками.

Активность заявителей Приволжского федерального округа по заявкам на регистрацию товарного знака

Анализ таблицы показывает, что предпринимательская активность должна быть неразрывно связана с активной позицией по защите предпринимателями своего бренда, а значит, и бизнеса. Количество заявок на государственную регистрацию товарного знака, поданных на тысячу субъектов предпринимательства данного региона, является самым ярким показателем данной позиции. Данные таблицы красноречивы и в комментариях не нуждаются. Очевидно, что цивилизованные формы защиты своего бизнеса в предпринимательской среде находятся в стадии становления. А эффективность таких форм, предполагающая высокий процент регистрации среди поданных заявок, безусловно, повысится, если малые и средние предприятия и ЧП доверят защиту своих брендов профессионалам - патентным поверенным.

Материалы IV межрегиональной научно-практической конференции "Актуальные вопросы правовой охраны и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности". Уфа: Гилем, 2008. С. 39-45.

Последние опубликованные статьи

Общие комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей экономики:

Как продвигать российские научные журналы в международные наукометрические базы // 11 февраля 2015

Государство и право. Юридические науки:

Защита исключительных прав при осуществлении внешнеэкономической деятельности // 17 января 2014

Общие комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей экономики:

Предпосылки создания энергомашиностроительного кластера в Республике Башкортостан // 17 октября 2011

СТАТЬИ ПО РАЗДЕЛАМ НАУКИ И ТЕХНИКИ:

ПОИСК ПО ВСЕМ БАЗАМ
ПРИГЛАШЕНИЕ К СОТРУДНИЧЕСТВУ
 
НАШИ УСЛУГИ
Главная
О проекте
Анкеты
Семинары
Статьи
Форум
Контакты

Республиканский информационный банк данных наукоемких технологий