Увеличить
Уменьшить
Добавить в избранное
 
Главная
О проекте
Анкеты
Семинары
Статьи
Контакты
Базы данных
Рейтинг ресурсов УралWeb
 

Центр дистанционного обучения

Учебно-методический центр

Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

Уфимская доска объявлений

Погода в Уфе
и других городах

конкурс сайтов

конкурс сайтов
Порядок монтажа планкена из лиственницы. 123

Раздел посвящен передовым технологиям.

Здесь публикуются статьи ученых и инженеров Республики Башкортостан, отражающие реализацию их творческого потенциала, а также статьи по темам информационных семинаров, проводимых в РНТИК "Баштехинформ".

Машиностроение

Развитие методологии системной разработки авиационных двигателей

22 мая 2003

И.А.Кривошеев

Развитие методологии системной разработки авиационных двигателей

Кривошеев Игорь Александрович - начальник Управления НИР УГАТУ, научный руководитель НИЛ САПР-Д, профессор кафедры авиационных двигателей УГАТУ, доктор технических наук по тепловым двигателям ЛА.
Начальник Управления НИР УГАТУ, научный руководитель НИЛ САПР-Д, профессор кафедры авиационных двигателей УГАТУ, доктор технических наук по тепловым двигателям ЛА.
Тел./факс  (2372) 23 88 88, e-mail: krivosh@mail.rb.ru

Формирование научной школы УГАТУ по автоматизации проектирования авиационных двигателей началось с 1983 года, когда кафедры "Конструкция авиационных двигателей" и "Проектирование и испытание авиационных двигателей" объединились в новую кафедру "Авиационные двигатели", при этом опыт подготовки кадров и научно-исследовательской работы двух кафедр послужил серьезной базой. Вновь образованную кафедру возглавил доктор технических наук, профессор А.М. Ахмедзянов.

Интенсивному и успешному развитию как учебного процесса, так и научно-исследовательской работы  в этот период способствовали:

  • организация в 1987 году на предприятии НПО "Мотор"   филиала кафедры, давшего импульс к использованию богатого опыта проектно-конструкторской деятельности предприятия в учебном процессе кафедры (организация цикла лекций по специальностям, доступ студентов к уникальному лабораторному оборудованию);
  • развитие загородной лаборатории по испытанию полноразмерных ГТД (типа ТА-6А, Р25-300);
  • разработка новых технологий организации учебного процесса: информационные технологии, многоступенчатая подготовка.

Проводимые на кафедре научные исследования в рамках трех лабораторий -  математического моделирования технических объектов, информационных технологий в машиностроении и систем автоматизированного проектирования двигателей служат базой для подготовки специалистов по специальностям: 1302 - «Авиационные двигатели и энергетические установки», 1303 - «Эксплуатация авиационной техники» , а также бакалавров по направлениям «Авиационные двигатели и энергетические установки» и 1005 -«Теплоэнергетика» (http://www.ad.ugatu.ac.ru/ad/progs.htm). В лабораториях сегодня выполняется широкий спектр научных и научно-методических исследований, направленных на повышение эффективности учебного процесса, поиск новых путей образовательной деятельности [2-9], на решение перспективных задач авиадвигателестроения.

Итогом всей педагогической и научной деятельности за прошедшие годы можно назвать фундаментальный  учебник «Проектирование  авиационных ГТД»,  изданный в 2000 г. [1], высоко оцененный генеральными конструкторами, директорами заводов, ведущими учеными ЦИАМ и авиационных вузов России, Украины и за рубежом (в ответ на многочисленные запросы он отправлен в Китай, Израиль, Румынию, во все авиамоторные заводы, ОКБ и авиационные вузы России, Украины и Белоруссии).

Математическое моделирование термогазодинамических процессов авиационных двигателей

Одним из ведущих научных направлений кафедры АД в настоящее время  является  разработка новых информационных технологий (в рамках концепции CALS)  и их внедрение в процесс проектирования и моделирования авиационных двигателей.

На январь 2001 года это направление официально было заявлено как научная школа «Математическое  моделирование термогазодинамических процессов авиационных двигателей».

Основателем и руководителем этой школы [1, 10-29, 53] был доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки БАССР, заслуженный деятель науки и техники России, лауреат Государственной премии РБ в области науки и техники, заведующий кафедрой АД с 1983 по февраль 2001 г. (до даты своей безвременной кончины) Ахмедзянов Альберт Мухаметович (http://www.ad.ugatu.ac.ru/ad/frame.htm).

По данному направлению  силами сотрудников трех НИЛ: САПР-Д, Математического моделирования технических объектов, Информационных технологий в машиностроении - преподавателей, докторантов, аспирантов, студентов ведется работа по созданию компьютерной технологии проектирования, конструирования авиадвигателей и их узлов. По отдельным деталям (лопаткам компрессоров и турбин) удалось довести цепочку автоматизации до технологической подготовки и изготовления деталей и оснастки.

К настоящему времени разработаны и внедрены в ряде моторных ОКБ подсистемы САПР:

  • АСПАД (интегрированная САПР для работы специалистов ОКБ в режиме коллективного пользования по проектированию двигателей и его узлов с информационным обменом через банки данных);
  • ПАРАД (подсистема структурного и параметрического синтеза, анализа и оптимизации на уровне двигателя); интегрированная САПР «Лопатка» (охватывающая этапы проектирования, конструирования, технологической подготовки и изготовления лопаток компрессоров, турбин и близких к ним деталей авиадвигателей)  – версия  в среде отечественной системы Альфа (УГАТУ) и в среде CAD/CAM Cimatron и Unigraphics с использованием CAD-системы SolidWorks и  CAE-системы ANSYS (рис. 1);
  • подсистемы САПР «Турбина» и Компрессор» (обеспечивающие проектирование узла в объеме эскизного проекта).



Рис.1. Функциональная IDEF0-диаграмма разработки композиционной лопатки вентилятора, ее модель, карта укладки в пресс-форму раскроенных заготовок (по результатам выделения и развертки слоев)

В стадии развития и усовершенствования находятся версии системы сетевого имитационного моделирования DVIG (для структурного и параметрического синтеза, термогазодинамического анализа и оптимизации практически любых двигателей: ГТД, РДТТ, ТРД, ДВС, ДИЦ, комбинированных ДУ и наземных ГТУ, включая парогазовые и т.д.), подсистемы моделирования лопаточных машин (KOMPR, TURB), камер сгорания, механизмов и масляных систем (рис. 2).

Рис.2. Схема принятия решений и формирования  многоуровневой сетевой модели двигателя в составе модели самолета

Развивается направление создания средств и технологии автоматизированного построения САПР (Framework, CASE- и PDM-технологии в рамках технологии CALS).

По технологии SADT с использованием методик IDEF (пакета esign/IDEF) ведется анализ и моделирование процесса разработки ГТД (традиционного, учитывающего особенности авиационных ГТД VI поколения и новая организация процесса). На этой основе разрабатываются средства реинжиниринга процесса с целью создания условий для разработки авиационных ГТД VI поколения.

Создано и широко используется универсальное средство автоматизированного построения  и модификации САПР и систем моделирования – МетаСАПР (Framework) САМСТО.

В технологии PDM (в среде CPDM Cimatron) для организации параллельного проектирования в авиамоторных ОКБ создана система СПРАД (сопровождение разработки АД).

Разработана и развивается База Знаний с удаленным доступом в области тепловых двигателей и энергоустановок (БЗ ТДЭУ); в отличие от обычных БД, она дополнительно включает средства моделирования, геометрические модели и СППР – систему поддержки принятия проектных решений.

Силами аспирантов и магистрантов создан (средствами Web, CAD / CAM -технологии и сетевого моделирования) и развивается Электронный атлас авиационных ГТД и ЭУ. Он широко используется в учебном процессе, одобрен и предполагается к использованию в промышленности. 

Дальнейшее объединение и   развитие этих систем уже начато на основе PDM и Workflow в среде SmarTeam.

На базе НИЛ САПР-Д  выполнялись и выполняются проекты, выигранные в конкурсах грантов:

  • «Интеллектуальный интерфейс для конструирования гибких комплексов автоматизированного проектирования сложных технических систем» (1994-1995);
  • «Разработка гибкой интеллектуальной системы для моделирования робототехнических комплексов и технологических процессов» (1994-1995);
  • «Разработка инструментальных средств анализа и синтеза математических моделей сложных технических объектов»  (1994-1995);
  • «Разработка научных основ и методов создания интегрированных САПР в машиностроении» (1996-1997);
  • «Компьютерная среда для моделирования технических объектов переменной структуры» (1996-1997);
  • «Интеллектуальный комплекс для моделирования робототехнических комплексов и технологических процессов» (1996-1997);
  • «Разработка научных основ и методов создания интегрированных САПP в машиностроении» (1996-1997);
  • «Разработка теоретических основ оценки и отладки параметров серийных ТРДФ при испытании на самолетах» (1996-1997);
  • «Разработка автоматизированной системы для  выбора оптимальных схем двигательных и энергетических  установок» (1997-1998);
  • «Разработка компьютерной среды для   моделирования механических систем летательных аппаратов  и их  двигательных установок» (1997-1998);
  • «Модульные методы построения математических моделей порш­невых и комбинированных ДВС произвольных схем в компью­терной среде" (1998-2000);
  • «Теория автоматизированного проектирования сложных технических систем» (1998-2000);
  • «Термогазодинамический анализ рабочих процессов высокоэффективных энергетических установок для низкопотенциальных источников энергии» (1999-2000);
  • «Исследование влияния динамических факторов на протекание неустановившихся процессов ГТД» (1999-2000);
  • «Разработка средств реинжиниринга проектных и конструкторско-технологических работ в условиях ОКБ» (1998-2000);
  • «Теоретические аспекты построения математических моделей кибернетических систем в реальном масштабе времени» (2001-2002);
  • «Автоматизация термогазодинамического анализа переходных режимов работы авиационных ГТД» (2001-2002).

Выполнялись и выполняются проекты в рамках всевозможных программ:

  • «Автоматизация системной разработки сложных изделий с использованием элементов искусственного интеллекта» (НТП «Научные исследования высшей школы в области производственных технологий», 2000);
  • «Информационное и организационное обеспечение проведения студенческих олимпиад, конкурсов, конференций в среде Internet» (МКП «Наукоемкие технологии образования», 1998-2000);
  • «Компоненты и методы системной разработки сложных изделий с использованием элементов искусственного интеллекта в рамках CALS-технологий» (НПТ «Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники», подпрограмма «Качество», 2000-2002);
  • «CAE-технологии в создании научно-технического задела для авиационных двигателей шестого поколения» (НТП «Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники», подпрограмма «Транспорт», 2000-2002).

В процессе создания  и работы  школы «Математическое  моделирование термогазодинамических процессов авиационных двигателей» (НИЛ САПР-Д) сформировался  зрелый коллектив научных сотрудников.

Хайдар Сагитович Гумеров , доктор технических наук, профессор кафедры АД, старейший научный сотрудник, имея богатый опыт работы в ОКБ, оказывает методическую помощь в постановке задач и интерпретации результатов, получаемых в НИЛ САПР-Д [1, 11,12, 22, 25, 30, 31, 51, 53].

Игорь Александрович Кривошеев , доктор технических наук, профессор кафедры АД, научный руководитель НИЛ САПР-Д, занимающийся проблемами САПР с 1986 года. В 2000 г. по результатам работы в этом направлении им была защищена докторская диссертация  «Автоматизация системного проектирования авиационных двигателей», которая по сути  подытожила многолетнюю деятельность НИЛ САПР-Д в этом направлении [1, 5, 20, 29, 32-45, 53].

Иван Михайлович Горюнов , кандидат технических наук, доцент кафедры АД, заведующий лабораторией САПР-Д,  разработал автоматизированную систему решения траекторной задачи – выбора размерности авиационного ГТД. Его можно назвать одним из создателей и разработчиков подсистем DVIG и ПГУ. Его научные интересы связаны с исследованием  и математическим моделированием авиационных ГТД и теплоэнергетических установок. В научно-исследовательской лаборатории САПР-Д ведет направление, связанное с разработкой новой версии  DVIGw (для Windows) и системы моделирования теплоэнергетических установок [28, 30, 31, 53, 65, 71, 73].

Дмитрий Григорьевич Кожинов , кандидат технических наук, докторант кафедры АД, который занимается исследованиями в области теории моделирования систем, функционального моделирования технических объектов, в частности авиационных двигателей и энергетических установок; разработкой CASE-технологии моделирования различных технических объектов. В частности Кожинов Д.Г. является основным автором МетаСАПР (Framework) – «оболочки» САМСТО [14-16, 26, 27, 46-49].

Дмитрий Альбертович Ахмедзянов , кандидат технических наук, доцент кафедры АД, занимается разработкой  методики математического моделирования термогазодинамических процессов в авиационных ГТД различных схем на переходных режимах его работы с учетом влияния различных динамических факторов. Им разработана универсальная компьютерная среда DVIGp  для  моделирования термогазодинамических процессов  в ГТД различных схем на нестационарных  режимах [20, 34, 36, 50-56].

Валерий Федорович Харитонов , кандидат технических наук, докторант кафедры АД, разработал систему газодинамического анализа основных камер сгорания ВРД, программу расчета камер сжигания жидких промышленных отходов. При его непосредственном участии разработаны  модули формирования облика, определения основных параметров газодинамического и теплового расчета основной и форсажной камер сгорания ВРД для системы АСПАД-88. В настоящее время им ведутся работы по моделированию газодинамических процессов в камере сгорания ВРД с использованием программных комплексов конечно-элементного анализа [49, 57-64].

Владимир Петрович Алаторцев , кандидат технических наук, доцент кафедры АД, является экспертом по отечественным и зарубежным системам моделирования ГТД (DVIG, GasTurb, J a vaGTS), по внедрению CALS-технологий в проектирование АД и в подготовку специалистов [2, 11,12, 30, 31, 65].

Флорида Амировна Дикова , кандидат технических наук, доцент кафедры АД, являлась одним из основных разработчиков САПР-Д, в частности системы АСПАД-88. В настоящее время занимается проблемами моделирования облика компрессора ГТД и ГТЭУ. Ею разработана система газодинамического анализа осевых, диагональных  и центробежных компрессоров [66, 67].

Виктор Иванович Ижикеев , кандидат технических наук, с.н.с. НИЛ САПР-Д, один из основных разработчиков ПАРАД (подсистемы структурного и параметрического синтеза, анализа и оптимизации на уровне двигателя).

Кроме того, серьезный вклад в развитие школы внесли к.т.н., доценты Ильдар Хайдарович Бадамшин и Камиль Фаритович Галиуллин , сегодня занятые в становлении новой специальности «Техническая эксплуатация самолетов и двигателей», а также работающие в других организациях, защитившие на кафедре кандидатские диссертации аспиранты и соискатели, с которыми кафедра продолжает поддерживать творческие контакты: Т.Р. Яруллин, В.Л.Христолюбов, Н.А. Матковская, А.В.Медведев, Л.Х.Юлдыбаев. 

Высокоэффективные технологии и системы использования низкотемпературных и возобновляемых источников энергии

В 1997 году по предложению Ахмедзянова А.М. кафедра АД выступила инициатором проведения научно-исследовательских работ по этой перспективной проблеме [21, 25, 28, 38, 39, 67-71]. Эти работы также проводились в рамках основного направления научной школы – математического моделирования и автоматизированного проектирования двигателей и энергоустановок.

В результате научными сотрудниками, аспирантами и студентами по данной проблеме:

  • сформулированы теоретические предпосылки использования низкотемпературных и возобновляемых источников энергии;
  • оптимизированы энергетические установки, использующие низкотемпературные и возобновляемые источники энергии;
  • разработана система термогазодинамического анализа рабочих циклов в компьютерной среде;
  • разработана информационная база знаний в области технологий и систем использования низкотемпературных и возобновляемых источников энергии (http://www.ad.ugatu.ac.ru/knbase/knbase.htm).

Работы велись и ведутся:

  • по межфакультетскому проекту  «Развитие Учебно-научного центра «Высокоэффективные технологии и системы использования низкотемпературных и возобновляемых источников энергии», выполняемому в рамках Федеральной целевой программы «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997 - 2000 годы»;
  • по проекту  «Использование маршевых авиационных ГТД (Р13-300, Р95Ш) в качестве энергетических  установок теплоэлектростанций (программа «Конверсия и высокие технологии. 1997-2000 годы»).

По данной проблеме на кафедре были выиграны гранты:

  • «Разработка системы математического моделирования рабочих процессов энергоустановок произвольных схем с использованием возобновляемых и низкотемпературных источников энергии» (1998-2000);
  • «Пути совершенствования экономичности энергетических установок с учетом циклов изменения нагрузки» (1998-2000 гг.).

Как результат, в 1999 году А.М.Ахмедзянову, А.А.Рыжову, А.А.Салихову была присуждена  Государственная премия  Республики Башкортостан за комплекс работ «Основы  теории  нетрадиционных преобразователей энергии и внедрение их  в экономику  Республики Башкортостан».

В рамках данного направления  за четыре года получен значительный информационный материал по нетрадиционным преобразователям энергии. Более четко определились потребности региона в специальностях энергетического профиля. УГАТУ проделал значительную работу по целевой подготовке кадров по договорам с «Башкирэнерго». Усилия ОАО «Башкирэнерго»  (при  активном участии УГАТУ) по развитию нетрадиционной энергетики в таких технических решениях, как использование газотурбинных агрегатов для выработки электрической энергии, создание мини-ГЭС, работы по утилизации рассеянного низкотемпературного тепла, подкреплены научно-исследовательской работой и готовящимися кадрами высокой квалификации.

С использованием этих результатов ведется  подготовка специалистов для предприятий энергетики региона по специальности 1302 со специализацией «Газотурбинные энергетические установки». Все выпускники специализации распределены по окончании обучения на предприятия «Башкирэнерго».

По данным направлениям на кафедре эффективно, с 1965 года, работает аспирантура. Тематика диссертационных работ, как правило, вписывается в круг разрабатываемых проблем. Эффективность аспирантуры достаточно высока, что обеспечивается четко сформулированной целью конкретного исследования; научными задачами, решение которых необходимо для достижения поставленной цели; систематической работой научных руководителей с аспирантами. В качестве научных руководителей при подготовке аспирантов специальности 05.07.05 задействованы наиболее квалифицированные преподаватели лаборатории – профессора Х.С.Гумеров, И.А.Кривошеев . Особый вклад в подготовку научных кадров внес профессор, зав.кафедрой АД Ахмедзянов А.М. Объем статьи не позволяет перечислить все фамилии сотрудников, защитивших диссертации на соискание  кандидатских и докторских диссертаций. Данную информацию можно найти  на сайте кафедры АД - кандидатские и докторские защиты (http://www.ad.ugatu.ac.ru/ad/geninfo.htm).

Заключение

Проведенные к настоящему времени в НИЛ САПР-Д исследования позволили решить актуальную проблему разработки новой технологии проектирования и доводки авиационных двигателей VI поколения на основе CALS-технологии.

Предложены методы и средства для автоматизации системного проектирования и доводки двигателей в интеграции с моделями СУ и самолета. Это позволяет организовать работу в ОКБ и на заводах по накоплению знаний в виде БЗ (баз знаний), классификаторов и библиотек фрагментов моделей функциональных, конструкторских и технологических элементов, баз статистической информации (БДСТ ) с предложенной структурой и выделенными параметрами, инвариантными к проектно-доводочной ситуации. Использование этих компонентов в разрабатываемой на кафедре  компьютерной среде (на основе PDM, Workflow, решателя и СППР, связанных с CAD/CAM/CAE) позволяет повысить качество создаваемых двигателей и эффективность процесса их разработки (рис.3).

Рис.3. Процесс конструирование двигателя с использованием разработанных CAD / CAM / PDM -приложений и средств сетевого имитационного моделирования

Основные результаты, полученные к настоящему времени:

Построены функциональные, информационные и динамические модели процесса проектирования двигателей. Выделены основные компоненты среды для комплексной автоматизации системного проектирования и доводки двигателей VI поколения. Модели в формате Design/IDEF используются в ряде ОКБ и заводов.

Предложена новая информационная технология проектирования двигателя, в соответствии с которой единая многоуровневая многоаспектная модель двигателя в виде ОНГ (из взаимосвязанных деревьев ФЭ, КЭ и ТЭ) динамически формируется в процессе проектирования на основе библиотек фрагментов моделей структурных элементов (СЭ)-объектов с помощью универсальной управляющей программы-решателя , выявленной последовательности и универсального алгоритма принятия решений, разработанной системы поддержки принятия решений, накапливаемой в предложенном компактном виде (БДСТ ) априорной информации по выполненным проектам.

Обоснованы методы, позволяющие универсальным образом реализовать  обобщенные проектно-доводочные процедуры и использовать их при разра­ботке двигателей. Предложена унифицированная внутренняя сетевая структура объектов, моделирующих СЭ и их информационных связей,  обеспечивающая инкапсуляцию и наследование, упрощающая алгоритм обработки решателем дерева проекта.

Разработаны алгоритм и система поддержки принятия решений при синтезе дерева проекта и моделей СЭ, проверенные на примере выбора вида и типа двигателя (аналог Р195) для СУ конкретного ЛА (аналог штурмовика Су-25) .

Разработаны принципы, позволяющие формировать библиотеки фрагментов математических моделей ФЭ, КЭ и ТЭ, развивать и использовать их для системного про­ектирования и доводки двигателей. На основе предложенного сетевого представления внутренней структуры объектов разработаны методы контроля адекватности,  выявления факторов, требующихся для учета, непрерывного развития моделей СЭ за счет введения уточняющих рекуррентных операторов. Технология развития и унификации моделей СЭ показана (в среде системы DVIG с использованием Framework САМСТО) на примере унификации модели ФЭ «камера сгорания»  и ее тестирования при моделировании различных процессов в составе моделей различных двигателей. Предложены методы моделирования стационарных и неустановившихся процессов в двигателях разных типов на основе базового набора универсальных моделей СЭ, позволяющие расширить возможности проектировщиков. Разработанные модели РДТТ (М14 ГЖГ), ЖРД, ДВС, различных типов ГТД, ТКА80/0.5, ГТЭУ10.95, эксгаустеров для ЭРЛ и полученные результаты (в т.ч. ряд авторских свидетельств на регулируемые РДТТ и на ТКА)  используются в ряде ОКБ и заводов.

Предложена методика конструирования двигателя, его узлов и деталей «сверху вниз », параллельно с функциональным моделированием, по принципу «виртуального изготовления» с поэтапным учетом требований, позволяющая оптимально использовать возможности CAD/CAM/CAE-систем (рис.4). Предложен метод анализа течения газа в лопаточных машинах на основе «виртуального» эквивалентного канала в абсолютном движении, позволяющий, в дополнение к применяемым методам, более эффективно использовать возможности CAD/CAM- систем для анализа характеристик лопаточных машин, течения в межвенцовых осевых зазорах, прогноза помпажных явлений.

Рис.4. Геометрическая интерпретация конструкторской модели двигателя в зависимости от числа уровней в сетевой модели (дереве проекта)

Демонстрация проведена на примере формирования кострукции двухвального ТРД (типа Р195), КНД и турбины в его составе с использованием систем DVIG, RASCAD, CAD/CAM Unigraphics и Cimatron. CAD/САМ/САЕ-технология разработки широкохордных “полочных” вентиляторных лопаток из металлического композита с использованием листовых заготовок внедрена в ГФУП НПП “Мотор”.

На основе моделей процесса разработки двигателя (п.1) предложены методы, позволяющие организовать и оптимизировать параллельную работу проектировщиков при созда­нии двигателя  (с использованием единой модели, средств PDM, Workflow и решателя). Разработанная с использованием CPDM (Cimatron и Smart Solutions), средств сканирования и векторизации (Vectory), AutoCAD и Cimatron, Excel и MsWord, Ole-контейнеров и Web-технологии  база и система управления конструкторско-технологической информацией используются в ММПО «Салют» и УМПО. По результатам разработки и внедрения интегрированной  САПР-Д  АСПАД (демонстрация системы  проведена в ФГУП «Завод имени В.Я.Климова») предложена методика автоматизации создания двигателей в моторных ОКБ.

Разработаны методики и технологии проектирования тепловых двигате­лей и энергетических установок с использованием баз знаний , позволяющие развернуть в отдельных ОКБ и в отрасли коллективную работу над автоматизированным накоплением, систематизацией и использованием знаний в двигателестроении. В качестве альфа-версии разработана и внедрена в РосНИИ ИС  база знаний в области тепловых двигателей и энергоустановок (БЗ ТД ЭУ).

Научное, учебное и опытно-промышленное использование результатов математического, компьютерного и экспериментального исследований и методик в моторных ОКБ (ФГУП «Завод имени В.Я.Климова», АО «Люлька-Сатурн», АО «Рыбинские моторы», ФГУП «НПП «Мотор», ФРЦ-КБ им. академика В.П.Макеева), на серийных моторных заводах (ММПО «Салют», УМПО), в Институте механики УНЦ РАН (по проекту «Разработка высокоэффективных технологий и систем использования низкотемпературных и возобновляемых источников энергии» в рамках ФЦКП «Интеграция») и в вузах (УГАТУ, СГАУ) привело к существенному ресурсосбережению , экономии времени и повышению эффективности подготовки специалистов и разрабатываемых двигателей, энергетических и технологических установок на их основе, что подтверждено актами.

Вооруженный сформированной концепцией автоматизации и организации системной разработки двигателей и энергоустановок, имея ряд собственных программных средств и лицензии на CAD/CAM Cimaron, PDM  и Workflow SmarTeam (предоставлнные фирмой Би-Питрон), доступ к продуктам фирм MSC (NASRAN), ANSYS, EDS (Unigraphics), научный коллектив активно работает над реализацией этой концепции и внедрением ее в промышленности и в учебноом процессе. 

Список основных публикаций

1. Проектирование авиационных газотурбинных двигателей / Под ред. А.М.Ахмедзянова. М.:Машиностроение, 2000. 454 с.

2. Алаторцев В., Ахмедзянов А. Бакалавра заказывали? // Высшее образование в России. 1995. № 3. С.122-128.

3. Ахмедзянов А.М., Стариков В.Н. Научно-технический прогресс, наука и образование в информационной среде // Вестник Академии наук РБ. Уфа, 1996. Т.1, № 3-4. С. 3-8.

4. A.Akhmedzianov, I. Krivosheev, S. Zshernakov et al.  Teaching the engines and heat power engineering disciplines with multy-media and telecommunication aids use. // Open and distance learning as a development strategy: Proc. of the Second Int. С onf. on the Distance Education in Russia (ICDED 96). Moscow, Russia, 1996. V.2. P.103-106.

5. Ахмедзянов А.М., Кривошеев И.А., Христолюбов В.Л. Технология накопления систематизации и использования знаний в авиадвигателестроении // Изв. вузов. Авиационная техника. 1997. №4. С. 3-6.

6. Ахмедзянов А.М., Стариков В.Н. Дистанционное образование: эффективность, перспективы, надежды // Вестник Академии наук РБ. Уфа, 1999. Т. 4, № 3. С. 32-38.

7. Ахмедзянов А.М. Образовательная среда будущего // Экономика и управление. Уфа: БАГСУ. 1999, № 6. С. 67-71.

8. Ахмедзянов А.М. Красота спасет мир. Образование – человечество? // Взгляд в XXI век (Беседы с интересными людьми на интересные темы). Уфа: БАГСУ. 1999. С. 46-53.

9. Ахмедзянов А.М., Красногорская Н.Н. Методологические аспекты системы открытого образования // Вестник Академии наук РБ. 2000, Т.5, № 4.С. 67-75.

10. Ахмедзянов А.М., Дубравский Н.Г., Тунаков А.П. Диагностика состояния ВРД по термогазодинамическим параметрам. М.:Машиностроение. 1983. 206с.

11. Ахмедзянов А.М., Алаторцев В.П., Гумеров Х.С., Рыжов А.П. и др. Проектирование авиационных  ГТД. Уфа: УАИ. 1987. 227 с.

12. Ахмедзянов А.М., Алаторцев В.П., Гумеров Х.С., Тарасов Ф.Ф. Термогазодинамические расчеты авиационных ГТД. Уфа: УАИ. 1990. 340 с.

13. Ахмедзянов А.М., Ижикеев В.И., Матковская Н.А. Формирование математических моделей ГТД переменного рабочего цикла // Изв. вузов. Авиационная техника. 1990. № 3. С. 83-86.

14. Ахмедзянов А.М., Кожинов Д.Г. Системы конструирования САПР сложных технических объектов (САМСТО). Уфа: УГАТУ. 1993. 32 с.

15. Ахмедзянов А.М., Кожинов Д.Г., Христолюбов В.Л. и др. Термогазодинамические расчеты двигателей и лопаточных машин. Уфа: УГАТУ.1994. 46 с.

16. Ахмедзянов А.М., Кожинов Д.Г. Анализ методов организации вычислительных процессов при формировании математических моделей сложных технических объектов. // Изв. вузов. Авиационная техника. 1994.  №3. С . 77 - 79.

17. Akhmedzyanov A.M.  Computer environment for aircraft  engines of  arbitrary  schemes mathematical modeling.//Papers from the 12th Int. Symp. on Air Breathing Engines. Melbourne, Australia, 10-15 Sept.,1995. V.2. P.1341-1344.

18. Ахмедзянов А.М., Жернаков В.С. Принципы эквивалентности в технике и жизни  (учебное пособие с грифом ГК РФ по ВО)  М.: МАИ, 1996. 182 с.

19. Akhmedzyanov А .M. Design of Aircraft  Engines // Proc. of the 1997 China-Russia Symp. on Aero-Engines. Nanjing, China, 1997. P.1-9.

20. Akhmedzyanov А .M., Krivosheyev I.A., Akhmedzyanov D.A.  Mathematical Simulation of Time Varying Regimes of Aircraft  Engines Work // Proc. of the 1997 China-Russia Symp. on Aero-Engines. Nanjing, China, 1997. P.63-65.

21. Ахмедзянов А.М., Мавлютов Р.Р., Салихов А.А. Учебно-научный центр «Высокоэффективные технологии и системы использования низкотемпературных и возобновляемых источников энергии» в решении проблем повышения эффективности энергоснабжения Республики Башкортостан // Научно-технический и научно-образовательный комплекс региона: проблемы и перспективы развития: Матер. науч.-практ. конф. Уфа: УГАТУ, 1998. С. 92-100.

22. Ахмедзянов А.М., Гумеров Х.С., Рыжов А.А. Прошлое, настоящее и будущее научно-технического потенциала авиапредприятий Республики Башкортостан в образовании  и науке// Научно-технический и научно-образовательный комплекс региона: проблемы и перспективы развития: Матер. науч.-практ. конф. Уфа: УГАТУ, 1998. С. 167-169.

23. Яруллин Т.Р., Ахмедзянов А.М. Электронные информационные архивы в структуре систем автоматизированного проектирования авиационных двигателей // Изв. вузов. Авиационная техника. 1998. № 1. С. 111-118.

24. Рыжов А.А., Алексеев Ю.С., Ахмедзянов А.М. Основные направления развития авиационных газотурбинных двигателей // Вестник УГАТУ, 2000. №1. С. 67-81.

25. Ахмедзянов А.М., Гумеров Х.С., Салихов А.А. Нетрадиционные преобразователи энергии в энергетике // Вестник УГАТУ, 2000. №2. С. 103-108.

26. Ахмедзянов А.М., Кожинов Д.Г. CAE-технологии в проектировании авиационных ГТД //Вестник СГАУ. Проблемы и перспективы развития двигателестроения. Вып. 4. Ч. 1. Самара: СГАУ, 2000. С. 152-160.

27. Ахмедзянов А.М., Тунаков А.П., Кожинов Д.Г., Сагитов Н.Ш. О месте функциональных приложений ГРАД, ПАРАД, DVIG, САМСТО  в CAE-технологии // Изв. вузов. Авиационная техника. 2000. №2.С.71-73.

28. Ахмедзянов А.М., Горюнов И.М., Шакиров А.Л. Термогазодинамический анализ рабочего процесса преобразователей низкопотенциальной энергии // Изв. вузов. Авиационная техника.2000. №3.С. 79-80.

29. Ахмедзянов А.М., Кривошеев И.А. Информационная технология разработки авиационных двигателей: состояние и перспективы // Изв. вузов. Авиационная техника. 2000. №4. С. 70-73.

30. Гумеров Х.С., Алаторцев В.П., Горюнов И.М. Оценка и отладка параметров турбореактивного двигателя на самолете // Изв. Авиационная техника. 1998. № 3. С. 72-77.

31. Гумеров Х.С., Алаторцев В.П., Горюнов И.М. Изменение параметров двигателя при постановке на самолёт. // Проблемы и перспективы развития двигателестроения в поволжском регионе и проблемы конструкторской прочности двигателей: Тр. объединенной междунар. науч.-техн. конф. Самара, 1999. С. 89-90.

32. Кривошеев И.А., Рахимов Б.Э. Функциональная модель технического объекта и его проектирование  средствами  САПР // Автоматизация разработки авиационных двигателей: Межвуз. науч. сб. Уфа: УАИ, 1989. № 1. С.112-115.

33. Кривошеев И.А. Проблемы перевода отечественного авиадвигателестроения на современные CAE/CAD/CAM-технологии // Новые материалы и технологии. М.: МАТИ (РГТУ) им. Циолковского, 1996. С. 89-98.

34. Кривошеев И.А., Ахмедзянов Д.А. Моделирование нестационарных процессов в двигателях и энергоустановках // Тр. Российско-китайского симп. по авиадвигателестроению. Нанкин, КНР, 1997. С. 63-65.

35. Кривошеев И.А., Каганов А.М., Яруллин Т.Р. Использование SADT и CAD/CAM-технологий при разработке авиационных ГТД // Информационные технологии. М: Машиностроение, 1998. № 5. С. 2-8.

36. Кривошеев И.А. Ахмедзянов Д.А. Использование нестационарных моделей в САПР двигателей и энергоустановок // Энергетика и информатика. Проблемы и перспективы: Сб. тр. Всерос. науч.-техн. конф. Уфа, 1998. С.23-31.

37. Кривошеев И.А., Ахмедзянов Д.А. Модульный принцип учета влияния динамических факторов на характеристики неустановившихся процессов ГТД в компьютерной среде DVIG // Изв. вузов. Авиационная техника. 1999. № 1. С.36-41.

38. Кривошеев И.А., Шакиров А.Л. Классификация низкопотенциальных источников энергии // Энергоресурсосбережение в Республике Башкортостан: Матер. второй науч.-практ. республ. конф. Уфа: УГАТУ, 1999. Ч. 1. С. 79-85.

39. Кривошеев И.А., Христолюбов В.Л.  База знаний «Низкопотенциальные преобразователи энергии» // Энергоресурсосбережение в Республике Башкортостан: Матер. второй науч.-практ. республ. конф. Уфа: УГАТУ, 1999. Ч. 1. С. 85-88.

40. Кривошеев И.А., Жернаков С.В. Использование сетевых методов представления математических моделей в САПР двигателей // Информационные технологии. М: Машиностроение, 1999. №5. С. 17-26.

41. Кривошеев И.А. Методология автоматизации системной разработки двигателей// Вестник СГАУ. Самара, 2000. № 3, ч.3. С.182-187.

42. Кривошеев И.А. САПР авиационных двигателей: состояние и перспективы // Информационные технологии. – М.: Машиностроение, 2000. №1. С. 8-15.

43. Кривошеев И.А., Пузеева Е.Г. Декомпозиция одновального ТРД для автоматизированного формирования силовой схемы// Вестник СГАУ. Самара, 2000. №3, ч.2. С.182-187.

44. Кривошеев И.А., Жернаков С.В. Поддержка принятия проектных решений при структурном синтезе в САПР двигателей //Информационные технологии. М.: Машиностроение, 2000. №2. С.17-30.

45. Кривошеев И.А. О создании информационных систем в авиадвигателестроении  // Вестник УГАТУ. 2000. №1. С.165-170.

46. Кожинов Д.Г. Об одном подходе к построению оболочки расчетных подсистем // Изв. вузов. Авиационная техника. 1994. №2. С.110-112.

47. Кожинов Д.Г., Ахмедзянов А.М. Интеллектуальный интерфейс для конструирования гибких комплексов автоматизированного проектирования авиационных двигателей // Изв. вузов. Авиационная техника. 1997. №1. С.62-66.

48. Кожинов Д.Г. Язык описания моделей газотурбинных двигателей // Изв. вузов. Авиационная техника. 1999. №2. С.75-76.

49. Коновалова А.В., Кожинов Д.Г., Харитонов В.Ф. Система газодинамического анализа камер сгорания ГТД // Изв. Авиационная техника. 2000. №4. С.58-60.

50. Ахмедзянов Д.А., Гурьев Б.И. Кинематический анализ механизмов в компьютерной среде. Уфа: УАИ, 1994. – 36 с.

51. Ахмедзянов Д.А., Гумеров Х.С., Иванов И.В. Прямая и обратная задачи расчета переходных (неустановившихся) режимов авиационных ГТД // Известия вузов. Авиационная техника, 1996, №3. – с. 86-90.

52. Ахметсафин Р.Д., Стариков В.Н., Ахмедзянов Д.А. Прогулка в Internet. Уфа: УГАТУ, 1996. 98 с.

53. Ахмедзянов Д.А., Горюнов И.М., Гумеров Х.С., Кривошеев И.А. и др. Математические модели авиационных двигателей произвольных схем (компьютерная среда DVIG): Учеб. пособие / Под ред. Ахмедзянова А.М.. Уфа: УГАТУ, 1998. 127 с.

54. Ахмедзянов Д.А. Универсальный алгоритм организации расчета неустановившихся режимов работы авиационных двигателей // Прогресс. Качество. Технология: Тр. III конгр. двигателестроителей Украины с иностр. участием. Харьков: ХАИ, 1998, С. 53-57.

55. Гурьев Б.И., Ахмедзянов Д.А. Кинематический анализ рычажных гидро- и пневмомеханизмов, неподчиняющихся классификации Л.В.Ассура // Изв. вузов. Авиационная техника. 1998. № 1. С. 84-88.

56. Ахмедзянов Д.А. Математическое моделирование термогазодинамических процессов авиационных ГТД произвольных схем на переходных режимах // Проблемы и перспективы развития двигателестроения в поволжском регионе и проблемы конструкторской прочности двигателей: Тр. объединен. междунар. науч.-техн. конф. Самара, 1999. С.90-91.

57. Харитонов В.Ф., Надыршин А.Я., Давыдов Г.И., Большагин В.И. Математическая модель смесительного устройства с патрубками для основной камеры сгорания ГТД // Испытания авиационных двигателей: Межвуз. науч. сб. Уфа: УАИ, 1986. №14.С.122-128.

58. Ахмедзянов А.М., Харитонов В.Ф., Сираев Э.З. и др. Создание на базе форсажной камеры ВРД установки для сжигания жидких промышленных отходов, содержащих токсичные вещества // Изв. вузов. Авиационная техника. 1995. №1. С.101-106.

59. Харитонов В.Ф., Ивах А.Ф. и др. Исследование возможности создания установки для сжигания жидких промышленных отходов на основе форсажной камеры реактивного двигателя // Тр. Российско-китайского симп. по авиадвигателестроению. Нанкин, КНР, 1997. С. 159-164.

60. Харитонов В.Ф. Система предварительного проектирования камер сгорания ГТД // Авиационные технологии 21 века: Тр. 5-го междунар. науч.-техн. симп. Тр. ЦАГИ. 1999. Вып. 2640, т.2, С.185-191.

61. Харитонов В.Ф., Надыршин А.Я., Давыдов Г.И.  Исследование распределения параметров газового потока на выходе из смесителя основной камеры сгорания. // Испытания авиационных двигателей: Межвуз. науч. сб.1990. №17. С. 139-145.

62. Коновалова А.В., Харитонов В.Ф. и др. Метод предварительного проектирования камер сгорания ГТД // Вестник Самарск. гос. аэрокосмич. ун-та. Сер. «Проблемы и перспективы развития двигателестроения», Самара. Вып.3, ч.2. С. 184-189.

63. Коновалова А.В., Харитонов В.Ф. Газодинамический анализ камер сгорания ГТД на начальных этапах проектирования // Актуальные проблемы авиадвигателестроения: Тр. междунар. симп. 12-13 апреля 1999. Уфа, УГАТУ, 1999. С. 61-64.

64. Коновалова А.В., Харитонов В.Ф. Газодинамический анализ камер сгорания ГТД на этапе предварительного проектирования // Двигатели 21 века: Тез. докл. на междунар. науч. конф. Декабрь 2000. М.: ЦИАМ, 2000. С. 163-165.

65. Горюнов И.М., Алаторцев В.П., Галиуллин К.Ф. Изменение основных параметров рабочего процесса ГТД АЛ-31Ф в эксплуатации // Испытания авиационных двигателей: Межвуз. науч. сб. Уфа: УГАТУ, 1995. № 19. С. 65-69.

66. Дикова Ф.А., Асадуллин И.А., Суворов С.Г. Формирование облика компрессора газотурбинной установки // Техника машиностроения. – М.: НТП «Вираж-Центр, 2000. № 5. С. 9-10.

67. Дикова Ф.А., Суворов С.Г., Асадуллин И.А. Некоторые особенности проектирования компрессоров газотурбинной энергетической установки, создаваемой на базе авиационного ГТД // Энергоресурсосбережение в Республике Башкортостан: Матер. второй науч.-практ. республ. конф. Уфа: УГАТУ, 1999. Ч. 1. С. 161-166.

68. Асеев С.Н., Болдарев О.Н., Гумеров Х.С. Энергетическая установка на базе авиационного ГТД // Энергоресурсосбережение в Республике Башкортостан: Матер. второй науч.-практ. республ. конф. Уфа: УГАТУ, 1999. Ч. 1. С. 171-180.

69. Бадамшин И.Х., Маскаев В.И. Низкопотенциальный преобразователь энергии НПЭ-14 // // Энергоресурсосбережение в Республике Башкортостан: Матер. второй науч.-практ. республ. конф. Уфа: УГАТУ, 1999. Ч. 1. С. 88 – 94.

70. Асеев С.Н., Гумеров X.С., Симаков П.В. Утилизация тепла охлаждения мощных энергетических агрегатов // // Энергоресурсосбережение в Республике Башкортостан: Матер. второй науч.-практ. республ. конф. Уфа: УГАТУ, 1999. Ч. 1. С. 117-119.

71. Шакиров А.Л., Горюнов И.М. Термогазодинамический анализ рабочего процесса НПЭ // Энергоресурсосбережение в Республике Башкортостан: Матер. второй науч.-практ. республ. конф. Уфа: УГАТУ, 1999. Ч. 1. С. 72-79.

72. Ахмедзянов А.М., Дружинин Л.Н., Горюнов И.М., Дикова Ф.А. и др. Математическая модель и программа расчета параметров и характеристик турбореактивных двигателей (вариант системы программ САПР ГТД ЦИАМ на языке ФОРТРАН-4). Технический отчет № 9875. М.: ЦИАМ, 1982. 242 с.

73. Ахмедзянов А.М., Горюнов И.М., Дикова Ф.А. др. Технический проект подсистемы САПР-Д «Эскизный проект». Отчет  инв. № 02850050739. Уфа: УАИ, 1985. 56 с.

Взято из журнала "Полет" (М.:Машиностроение, 2002, юбилейный выпуск, посв. 70-летию УГАТУ)

Последние опубликованные статьи

Общие комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей экономики:

Как продвигать российские научные журналы в международные наукометрические базы // 11 февраля 2015

Государство и право. Юридические науки:

Защита исключительных прав при осуществлении внешнеэкономической деятельности // 17 января 2014

Общие комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей экономики:

Предпосылки создания энергомашиностроительного кластера в Республике Башкортостан // 17 октября 2011

СТАТЬИ ПО РАЗДЕЛАМ НАУКИ И ТЕХНИКИ:

ПОИСК ПО ВСЕМ БАЗАМ
ПРИГЛАШЕНИЕ К СОТРУДНИЧЕСТВУ
 
НАШИ УСЛУГИ
Главная
О проекте
Анкеты
Семинары
Статьи
Форум
Контакты

Республиканский информационный банк данных наукоемких технологий