Увеличить
Уменьшить
Добавить в избранное
 
Главная
О проекте
Анкеты
Семинары
Статьи
Контакты
Базы данных
Рейтинг ресурсов УралWeb
ИСКАТЬ В БАЗЕ «НИР, ОКР, Гранты»
По полям:
Выделить все
Наименование (тема) работы Организация-исполнитель
Раздел НиТ ФИО научного исполнителя
Реферативное описание Область применения

НИР, ОКР, Гранты

Результат поиска для «Экономика. Экономические науки»

Наименование (тема) работы

Разработка имитационной модели организационно-экономического механизма деятельности РАО "Газпром"

Организация-исполнитель Уфимский государственный авиационный технический университет
ФИО научного руководителя Зиннуров У.Г.
Должность главный научный сотрудник
Ученая степень доктор экономических наук
Авторы Зиннуров У.Г.
Раздел НиТ Экономика. Экономические науки
Реферативное описание работы Объектом исследования является инструментарий стратегического менеджмента применительно к диверсификации деятельности предприятия. Если работы - разработка методических основ применения инструментария стратегического менеджмента (методов, моделей процед
Стадия внедрения НИР
Область применения Экономика
Источник финансирования ОАО "Газпром"
Объем финансирования
Сроки выполнения работы 01.01.01-31.12.01

Наименование (тема) работы

Анализ структурных сдвигов в экономике региона (на примере Республики Башкортостан)

Организация-исполнитель Уфимский государственный авиационный технический университет
ФИО научного руководителя Гайнанов Д.А.
Должность зав. кафедрой ЭУП
Ученая степень доктор экономических наук
Авторы Гайнанов Д.А., Ильин С.В., Фахретдинова Г.Р., Ильина Л.А., Ибрагимов Р.Р., Ризванов Д.А., Галеев Э.Х., Новиков С.В., Ягудина С.Т.
Раздел НиТ Экономика. Экономические науки
Реферативное описание работы Объектом исследования является экономическая система региона (Республики Башкортостан), обладающая экономической самостоятельностью и являющаяся частью единого хозяйственного комплекса Российской Федерации. Цель работы - разработка научно-методических о
Стадия внедрения НИР
Область применения автоматика
Источник финансирования бюджет РФ
Объем финансирования
Сроки выполнения работы 01.01.01-31.12.01

Наименование (тема) работы

Бизнес-план инвестиционного проекта строительства Зауральской ТЭЦ

Организация-исполнитель Уфимский государственный авиационный технический университет
ФИО научного руководителя Гайнанов Д.А.
Должность зав. кафедрой ЭУП
Ученая степень доктор экономических наук
Авторы Гайнанов Д.А., Асадуллин Р.Г., Горюнов И.М., Имашев З.З., Сайфуллина Л.Д.
Раздел НиТ Экономика. Экономические науки
Реферативное описание работы Отчет содержит 58 с., 32 табл., 10 рис. Объектом исследования является строительство Зауральской ТЭЦ в г. Сибае по созданию генерирующего источника электроэнергии и частичное покрытие дефицита в электрической мощности в Сибайском узле (около 60 МВт), кот
Стадия внедрения НИР
Область применения экономика
Источник финансирования ТЭЦ в г. Сибай
Объем финансирования
Сроки выполнения работы 01.01.02-31.12.02

Наименование (тема) работы

Организация центра интеллектуальной собственности университета и технопарка для оказания услуг в области защиты и коммерческой реализации результатов интеллектуальной деятельности

Организация-исполнитель Уфимский государственный авиационный технический университет
ФИО научного руководителя Бадамшин Р.А.
Должность зам. проректора
Ученая степень доктор технических наук
Авторы Бадамшин Р.А., Ефремова В.П., Лукманоа Л.М., Габдуллина Э.Р., Янбухтин Р.М., Карпова Л.А.
Раздел НиТ Экономика. Экономические науки
Реферативное описание работы Объектом исследования является Центр интеллектуальной собственности (ЦИС) как элемент инфраструктуры инновационного комплекса вуза, который обеспечивает правовое, информационное и маркетинговое сопровождение новшеств от их создания до коммерческой реализа
Стадия внедрения НИР
Область применения экономика
Источник финансирования бюджет РФ
Объем финансирования 120 тыс. руб.
Сроки выполнения работы 01.01.01-31.12.01

Наименование (тема) работы

Многоуровневые экономико-математические модели Башкортостана

Организация-исполнитель Отделение социальных наук АН РБ
ФИО научного руководителя Фаттахов Р.В.
Должность
Ученая степень Доктор экономических наук
Авторы
Раздел НиТ Экономика. Экономические науки
Реферативное описание работы Проведен комплексный анализ существующей системы бюджетно-налогового планирования в Республике Башкортостан, с выделением региональной подсистемы и подсистемы муниципальных образований и предложены рекомендации по ее совершенствованию. С использованием методов кластерного анализа проведена классификация городов и районов Республики Башкортостан по структуре и величине налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Установлено, что каждая группа имеет специфический «налоговый портрет», поэтому при оценке налогового потенциала РБ для каждой группы городов и районов разработана собственная эконометрическая прогнозная модель. Сформулированы принципы и разработана методологическая основа финансовой модели бюджета региона, сформированы основные блоки и перечень входных — выходных переменных, построена информационно-функциональная модель бюджета региона. Разработан блок моделирования доходов бюджета региона, в том числе методика определения налогового потенциала территориального образования и прогноза объема налоговых поступлений в региональный бюджет с использованием эконометрических прогнозных моделей. Разработан блок моделирования расходов бюджета региона и определения объемов финансирования, необходимых для обеспечения государственных социальных стандартов, социальных и финансовых норм. В соответствии с полученными результатами выработаны рекомендации по формированию системы научно обоснованных социальных норм и стандартов при формировании регионального бюджета. Осуществлена программная реализация разработанных моделей и их апробация при формировании альтернативного бюджета Республики Башкортостан на 2003 год.
Стадия внедрения
Область применения Экономика
Источник финансирования
Объем финансирования
Сроки выполнения работы

Наименование (тема) работы

Разработка научных основ устойчивого социально-экономического развития регионов Республики Башкортостан

Организация-исполнитель Отделение социальных наук АН РБ
ФИО научного руководителя Исянбаев М.Н.
Должность
Ученая степень Академик АН РБ
Авторы
Раздел НиТ Экономика. Экономические науки
Реферативное описание работы 1.1. На основе исследований по научно-технической программе нами установлено, что действующие подходы и механизмы финансового регулирования не только не способствуют уменьшению дифференциации между регионами, но и обусловливают' ее усиление. Определенные положительные сдвиги в решении текущих задач путем выделения трансфертов не оказывают существенного влияния на решение стратегических задач снижения дефицитности региональных бюджетов и обеспечения существенного экономического роста в регионах республики. 1.2. Выявлено, что в условиях углубления рыночных отношений усиливается дифференциация в уровне социально-экономического развития и в отраслевой структуре экономики регионов Республики Башкортостан. Сырьевая ориентация промышленности слаборазвитых регионов республики не обеспечивает эффективного использования местного природно-ресурсного потенциала. Отсутствие или слабое развитие в этих регионах трудоемких отраслей и производств (легкая, пищевая, машиностроительная, деревообрабатывающая и др.) не способствуют совершенствованию отраслевой структуры их экономики и повышению ее эффективности. Регионы Башкортостана существенно дифференцируются по уровню развития малого предпринимательства. Слабо представлен малый бизнес в отстающих регионах республики, хотя в них имеются благоприятные природно-экономические предпосылки для организации малых предприятий в промышленном, агропромьппленном производствах, строительстве, отраслях производственной и социальной инфраструктур. 1.3. Установлено, что низкий уровень социально-экономического развития и узкая отраслевая структура экономики отстающих регионов Башкортостана являются следствием того, что регионы республики существенно дифференцируются между собой по инвестиционной активности. Инвестиции направляются, в основном, в экономически сильноразвитые центральный, южный, западный и северо-западный регионы республики, недостаточно принимаются меры по широкому вовлечению инвестиций в слаборазвитые регионы для развития в них наукоемких производств, выпускающих конкурентоспособные конечные продукты. Эти факторы обусловливают низкие реальные доходы населения в отстающих регионах Башкортостана, высокий уровень безработицы, нерациональное использование трудовых ресурсов в полувозрастном, квалификационном отношениях, отток трудоспособного населения в другие регионы России и острые демографические ситуации. По результатам научных исследований научно-технической программы в государственные органы управления были представлены научные доклады: в Аппарат Президента Республики Башкортостан, в Исполком Всемирного Курултая Башкир: «Проблемы выравнивания уровня социально-экономического развития регионов Республики Башкортостан»; «Приоритетные направления развития малого предпринимательства в регионах Башкортостана»; «Тенденции, особенности оборота земель и их влияние на социально-экономическое положение населения Республики Башкортостан». в Госсобрание Республики Башкортостан: «Экономические основы формирования и развития федеративных отношений в России». Результаты научных исследований были использованы при разработке Послания Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию РБ на 2002 год и при доработке договора «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан» и при подготовке решений Второго Всемирного Курултая Башкир.
Стадия внедрения
Область применения Экономика
Источник финансирования
Объем финансирования
Сроки выполнения работы

Наименование (тема) работы

Инновационно-инвестиционная политика РБ и механизм ее регулирования

Организация-исполнитель Отделение социальных наук АН РБ
ФИО научного руководителя Мухамедьяров А.М.
Должность
Ученая степень Член-корреспондент АН РБ
Авторы
Раздел НиТ Экономика. Экономические науки
Реферативное описание работы Проанализированы основные подходы к определению инвестиционной привлекательности; выяснены факторы, определяющие инновационно-инвестиционную привлекательность; оценена степень объективности методик расчета инновационно-инвестиционной привлекательности региона, дана характеристика инвестиционной ситуации в РФ и в РБ. Разработаны методические рекомендации по оценке инвестиционной привлекательности отрасли. Выявлены объективные основы формирования и развития научного потенциала республики, дана характеристика адекватности научного потенциала экономическому потенциалу республики. Дан анализ состояния научного потенциала республики и определены основные направления повышения эффективности использования научного потенциала Республики Башкортостан. Проанализирована инновационная деятельность на предприятиях отраслей народного хозяйства. Обоснованы прогрессивные организационные формы инновации, раскрыты особенности инновационного законодательства, обоснован механизм повышения эффективности инноваций.
Стадия внедрения
Область применения Экономика
Источник финансирования
Объем финансирования
Сроки выполнения работы

Наименование (тема) работы

Эффективность управления государственным сектором экономики региона

Организация-исполнитель Отделение социальных наук АН РБ
ФИО научного руководителя Махмутов А.Х.
Должность
Ученая степень Академик АН РБ
Авторы
Раздел НиТ Экономика. Экономические науки
Реферативное описание работы Одной из ключевых и вместе с тем еще дискуссионных проблем экономической теории является определение места и роли государства в экономической системе. Попытка отчуждения государства от экономики в ходе российских реформ изначально ошибочна. Как показала длительная история функционирования рыночной экономики на базе частной собственности, она никогда не имела эффективного, саморегулирующего механизма в виде «невидимой руки» и всегда нуждалась в помощи (регулировании) государства. Концепция «невидимой руки» — это миф, не проявивший себя на практике. Тем более этот механизм несостоятелен, непосилен для современной смешанной экономики, где переплетаются экономические интересы, действия множества хозяйствующих субъектов на базе различных типов собственности. Для смешанной экономики, представленной частной, корпоративной и государственной видами собственности, характерно сочетание рыночных механизмов и государственных регуляторов. Принципиально важное значение имеет определение границ, масштабов и характера регулирующего воздействия государства на экономику. Не следует искать математически точные количественные параметры границ вмешательства государства в экономику. Это тоже нереализуемый миф. Любой экономический процесс на рынке совершается в рамках объективных экономических законов. Если субъекты хозяйствования, в том числе и государство, познают их и действуют в рамках требований этих законов, то успех налицо, если же вопреки — провал неизбежен! Особенно важное значение это положение имеет для макросубъекта экономики, каким является государство. Таким образом, действия любого хозяйствующего субъекта на рынке, его экономическое поведение нельзя рассматривать лишь в качестве абсолютно субъективных мотивов, решений, они объективно обусловлены целой системой объективных экономических законов, которые предопределяют правила поведения (игры) всех участников рынка. Эффективность государства любого уровня (федерального, регионального, местного) определяется теми функциями, которые оно выполняет и как выполняет. Есть разовые функции, которые, в известной мере, присущи всем типам государств. Есть исторически приобретенные, отсюда частовременные, необязательные. Однако государство всегда само должно осуществлять социальные функции, а также контролировать реализацию социальной политики рыночными структурами. Именно оптимальный набор функций во многом определяет эффективность того или иного государства. Попытки же реализовать все известные функции государства ведут к расширению трансакционных издержек, тем самым снижая эффективность государства, что особенно важно учитывать в государственном строительстве в субъектах федерации. Государство одновременно выступает и как макросубъект экономики, и как микросубъект. В качестве макросубъекта экономики народного хозяйства страны в целом государство не может прямо вмешиваться в дела предприятий, но активно регулирует экономику страны косвенными рычагами управления. В рамках же государственной собственности — оно выступает как хозяйствующий субъект, предприниматель, управляет государственными методами прямого регулирования. При определении эффективности государства следует исходить из этих позиций.
Стадия внедрения
Область применения Экономика
Источник финансирования
Объем финансирования
Сроки выполнения работы

Наименование (тема) работы

Межотраслевой баланс региона на базе системы национальных счетов

Организация-исполнитель Отделение социальных наук АН РБ
ФИО научного руководителя Саяпова А.Р.
Должность
Ученая степень Доктор экономических наук
Авторы
Раздел НиТ Экономика. Экономические науки
Реферативное описание работы Впервые для Республики Башкортостан составлена таблица ресурсов, позволившая выявить соотношение производимых и ввозимых товаров и услуг в разрезе 227 отраслей. Выявлено, что за период реформ соотношение ввозимых и производимых товаров изменилось от 3:10 до 2:10. Разработана и численно реализована методика составления II квадранта межотраслевого баланса производства и распределения товаров и услуг для региона в концепции системы национальных счетов. С использованием данных II квадранта выявлены изменения в отраслевой структуре конечного продукта республики, произошедшие за период реформ. В структуре конечного продукта потребление домашних хозяйств увеличилось с 16,7 до 22,4%, потребление государственных учреждений, оказывающих индивидуальные и коллективные услуги, сократилось с 24 до 5%. На основе модели межотраслевого баланса разработаны сценарные прогнозы макроструктурных параметров экономики региона, в которых выявлен мультипликативный эффект от реализации конкретных крупных инвестиционных проектов. В частности, ввод в действие ряда экспортно-ориентированных производств химической промышленности приведет к росту производства в различных отраслях от 7,6% до 0,5%, суммарный рост валового выпуска всех отраслей составит 1,2%. Мультипликативный эффект от введения первого энергоблока Башкирской АЭС составит 3,6% роста промышленного производства и 2,5% роста ВРП. Установлено, что наибольшим мультипликативным эффектом от прироста конечного спроса на продукцию обладают отрасли химической и нефтехимической, машиностроительной, пищевой и нефтегазовой промышленности. Для них отношения прироста суммы выпусков всех отраслей к вызвавшему этот прирост дополнительному объему конечного спроса составляют соответственно 2,45; 2,41; 2,45; 2,30. Результаты разработки модели межотраслевого баланса производства и распределения товаров и услуг могут быть использованы в прогнозных расчетах Министерства экономики, в бюджетном планировании Министерства финансов. Возможности использования модели межотраслевого баланса Министерством экономики демонстрируют следующие примеры. Одно из направлений использования модели МОБ — это проверка на сбалансированность автономных отраслевых прогнозов. Такая проверка выполнена для прогнозов отдельных отраслей, разработанных Министерством экономики Республики Башкортостан. В частности, прогнозируемый Министерством экономики РБ рост экспорта в 2001 — 2003 гг. продукции отраслей топливно-энергетического комплекса (на 1,3%) не подтверждается расчетами на основе модели МОБ. Весь рост объемов валового выпуска комплекса будет израсходован на увеличение промежуточного потребления тех отраслей, по которым согласно тем же прогнозам ожидается рост. При выполнении прогнозируемых темпов роста по всем отраслям экономики объем конечного продукта по отраслям топливно-энергетического комплекса сократится на 19,3%, то есть при неизменных объемах остальных элементов конечного продукта ТЭК произойдет значительное сокращение вывоза продукции данного комплекса. Помимо этого, подстановка прогнозов валовых выпусков отраслей в модель МОБ показала их несоответствие прогнозам объемов ВРП республики. Автономные прогнозы объемов ВРП оказались завышенными по сравнению с расчетными значениями ВРП, полученными по модели МОБ.
Стадия внедрения
Область применения Экономика
Источник финансирования
Объем финансирования
Сроки выполнения работы

Наименование (тема) работы

Модели системного анализа и реформирования межбюджетных отношений муниципального и регионального образований (на примере г. Уфы и Республики Башкортостан)

Организация-исполнитель Уфимский государственный авиационный технический университет
ФИО научного руководителя Фаттахов Р.В.
Должность Заведующий кафедрой РЭ
Ученая степень Доктор экономических наук, профессор
Авторы Фаттахов Р.В., Черняховская Л.Р., Юсупова Н.И., Низамутдинов М.М., Осипова И.В.
Раздел НиТ Экономика. Экономические науки
Реферативное описание работы Предметом исследования данного проекта являются принципы и методы ценообразования на основные услуги ЖКХ в Республике Башкортостан, выявление и реализация резервов повышения эффективности работы предприятий ЖКХ и создание экономической основы для их реформирования и успешного функционирования в новых условиях конкурентного рынка. Объектом разработки является комплекс экономико-математических моделей формирования и расчета нормативов расходования ресурсов на производство услуг предприятиями ЖКХ, а также модель формирования соответствующих тарифов на жилищно-коммунальные услуги с учетом предложенных. экономически обоснованных планово-расчетных нормативов. Цель работы — совершенствование механизмов регулирования государственной тарифной политики в жилищно-коммунальной сфере и формирование экономически и социально обоснованной системы ценообразования на жилищно-коммунальные услуги в Республике Башкортостан. В процессе работы решались практические задачи по формированию системы нормативов и тарифов на жилищно-коммунальные услуги в Республике Башкортостан, осуществлено внедрение результатов исследований в учебный процесс на основе разработки программ целевой многоуровневой подготовки кадров для решения практических задач экономики Республики Башкортостан. Результаты проведенных исследований, разработанные подходы и методики бюджетного планирования регионального и муниципальных образований, а также программы целевой подготовки кадров могут быть адаптированы для решения задач реформирования межбюджетных отношений в других субъектах Российской Федерации
Стадия внедрения НИР прикладная
Область применения Экономика
Источник финансирования Бюджет РФ
Объем финансирования 150 тыс. руб.
Сроки выполнения работы

Всего записей - 20.
Показано:
| 1 - 10 | 11-20
Главная
О проекте
Анкеты
Семинары
Статьи
Форум
Контакты

Республиканский информационный банк данных наукоемких технологий